Новости
В рамках «Единого дня краеведения» в детской школе искусств № 2 на отделении изобразительного искусства прошёл матер – класс «Сказка скопинской керамики». Преподаватель Жесткова Мария Сергеевна познакомила детей с историей гончарного промысла, который имеет широкую известность не только за пределами нашей Рязанской области, но и во всем мире.
Основываясь на любви детей к лепке, дав им в руки послушную глину, Мария Сергеевна в ходе мероприятия учила юных мастеров характерным особенностям скопинской керамики. Так учащиеся отделения лучше запомнят исторический и практический материал, донесенных до них. Мастер – класс вызвал палитру положительных эмоций, впечатлений и останется в памяти ребят на долгие годы. Теперь они могут с гордостью сказать, что причастны к гончарному искусству родного края, которое имеет вековую историю.
Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Позднее скопинские гончары стали проявлять не виданную ранее в России фантазию. Вместо грубых горшков, они стали делать изящные изделия, создавая сказочные образы. Возникло производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников.
Один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков так оценивал изделия скопинских мастеров конца XIX–начало XX веков: «Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов».
Отличие состояло в том, что сосуды изготовляли ручной лепкой как своеобразные скульптуры. Сосуды дополнялись лепными фигурками птиц и рыб, полуфантастических животных. В некоторых изделиях фигуры птиц или животных превращались в сосуд, в котором могли переплестись несколько фигур.
Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.
Детали керамики формируются на ручном станке, затем соединяются жидкой глиной и украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавятся неравномерно, живописно растекаясь. Вот такая сказка из глины…