Новости
Переливы звонких голосов…
Сегодня весь просвещённый мир искусства России отмечает 130- летие великого мастера хорового пения Александра Васильевича Свешникова. «Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт всё воспитание.» - так сказал В.С. Попов, ученик и последователь С. В. Свешникова. |
Александр Свешников родился в 1890 году в небольшом подмосковном городе Коломне, в простой семье. Трудным был путь мальчика из тогдашнего русского захолустья к вершинам музыкальной культуры, но призвание влекло его к намеченной цели. В юности он выделялся музыкальностью и хорошим голосом, был желанным участником многих хоров. С жадностью постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров-хоровиков беглости пения нот с листа, доведя эту технику до виртуозности. Безмерная, до фанатизма, до самозабвения любовь к хоровому пению оказалась той силой, которая определила его жизненный путь. Главным, непременным требованием А. В. Свешникова к хоровому пению всегда было одно: спеть красиво. Он говорил: «красота никогда себя не выставляет напоказ, не бывает громкой, крикливой. Она в радости от переливов голосов…»
Шестнадцати лет Свешников поступает в Московскую народную консерваторию к замечательному музыканту и педагогу, профессору Б.Л. Яворскому. В консерватории А.В. Свешников практически изучает оркестровые инструменты, берет уроки пения у П.В. Власова, затем у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.
Окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. Руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-ой студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу.
В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии Государственный академический хор) в Москве, которым и руководил до конца дней.
С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры нашей страны.
В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.
Свешников был настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. В результате культура звучания, вокально-хоровая инструментовка исполняемых произведений обретали многослойную художественную семантику.
Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах. Умер Свешников в Москве 3 января 1980.
- Народный артист СССР;
- Герой Социалистического Труда;
- Лауреат Государственной премии РСФСР.
Профессор Александр Васильевич Свешников за многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось также в избрании его в 1967 году почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания), в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 году (Болгария).
А.В. Свешников относится к тому замечательному поколению мастеров, начало деятельности которых пришлось на переломный момент истории России начала XX века. Многообразное проявление дарования Свешникова в хоровом исполнительстве, педагогике, общественно-музыкальной деятельности оказало заметное влияние на развитие отечественного певческого искусства.