Новости

21.09.2020

«Краски для сказки» - 100 лет со дня рождения

российского графика и иллюстратора Леонида Владимирского

Все мы родом из сказки. Уютная атмосфера волшебства и фантазии переносят нас в неизведанные края. В сказке всегда добро побеждает зло. Главные герои, преодолевая трудности, заставляют верить вас в самое лучшее и несбыточное, воспитывая веру в себя. Читая сказки, каждый представляет свой образ персонажа, но, если текст подкреплен профессиональными иллюстрациями, впечатление неизгладимо. Может показаться, что рисовать картинки – сказочная работа… Нет, это настоящее искусство. Одним из таких мастеров является Леонид Викторович Владимирский. Даже люди, далекие от искусства, знакомы с его работами. Леонид Викторович, в первую очередь, папа Буратино. Он создал образ деревянного человечка в бумажном колпачке с кисточкой. Образ, ставший визитной карточкой всех произведений о похождениях длинноносого сорванца. Других его персонажей легко узнать на страницах книг о Руслане и Людмиле и в собрании сказок Александра Волкова об Изумрудном городе.

Заслуженный деятель искусств РСФСР, знаменитый художник Л.В. Владимирский родился 21 сентября 1920 года в Москве и был единственным ребенком в семье. Родители, не имея никакого отношения к творческой среде, невольно подтолкнули его к рисованию. Отец Леонида работал в организации, ведущей зарубежную переписку, и часто приносил домой почтовые марки. Будущий художник часами рассматривал каждую из них, затем изучал страну происхождения и пытался перекладывать образы на бумагу. 

В школе его тяга к рисунку получила выражение в выпусках стенгазеты. Однако после получения аттестата, по совету отца, Леонид поступил на инженера в МИСИ. Затем грянула война — Владимирский прошел ее в инженерных войсках. А по возвращении уже поступил на художественный факультет ВГИКа. 

Окончание института было для Леонида знаковым периодом. Он стал новатором в истории ВГИКа, выпустив первый диафильм «Руслан и Людмила» — создал для него 80 цветных рисунков и снял их на пленку. И талантливого выпускника пригласили на студию «Диафильм», где за три года он нарисовал 400 иллюстраций для десяти лент.

Художник признавался, что Людмила стала для него не только проводником в мир признания, но и самым тяжелым в исполнении персонажем: 

«Людмила из сказки нравилась всем, вот я и решил, что и моя Людмила тоже должна всем нравиться. Вначале я рисовал девушек на улице, после чего показывал рисунки своим приятелям. Если хоть одному не нравилось — браковал. 
Так нарисовал девятнадцать Людмил... Потом я понял — нужно нарисовать такой образ, который понравился бы Александру Сергеевичу. Подумал — сделал. Поставил перед собой портрет Натальи Николаевны — и начал рисовать. Так и возникла грустная русская княжна».

В 1953 году на свет появился Буратино, в том виде, который принято считать классическим. В то время у Леонида Викторовича подрастала дочь, и она послужила моделью для главного героя: 

«Буратино я рисовал с дочери (ей тогда было 5 лет). Привязывал ей на веревочке картонный нос, и она мне позировала. Когда же ей исполнилось девять лет, она превратилась в Элли». 

Папу Карло, к слову, он тоже нашел в семье, срисовав образ с родного деда, на которого был очень похож. После этого Владимирского стали останавливать на улицах с вопросом «В каком фильме мы вас видели?». На что тот с улыбкой отвечал: «Я не в кино снимался, я в книжке нарисован».

В 1957 году художник случайно наткнулся на произведение Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» и был так впечатлен, что отыскал писателя и предложил ему совместную работу над новым изданием. Успешное сотрудничество длилось 20 лет и принесло миру серию книг о девочке Элли, ее друзьях и обитателях волшебной страны. Любимцем Леонида Викторовича стал Страшила. 

Книги, оформленные Владимирским, разошлись по миру общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Художник дожил до 94 лет и оставил после себя персонажей, которые создают неповторимую атмосферу в каждой книге с их участием. 

Вот такая сказочная судьба этого художника, которая может вдохновить юных любителей карандаша и кисти. Ведь сказка, она вокруг нас.